Затянувшаяся МАЕВКА создала пространство для размышлений.
Как-то так получилось, что задуманный проект "КРОТОСТЬ" перерос самого себя.
Для обозначения позиции: кротость, как таковая, возможеа. ВОЗМОЖНА!!! Потому лишь, что в нас самих есть все то, что мы ...порицаем в других. Прислушайтесь.
Мы ЕДИМ картошку, зная, что это вредно для организма!
Мы ВОСПИТЫВАЕМ детей, вместо того, что бы воспитывать себя.
Мы ОТСТАИВАЕМ некую точку зрения, осознавая (или нет) что отстаивать ничего не надо...
... ... .... Вот теперь смотрите, если так, или, примерно так, у Вас - то можно отсюда начать свою КРОТОСТЬ взращивать! Мол, "Я САМ ТАКОЙ!", так что я суечусь...
И, в подтверждение, для согласованности сходим а АНТРОПОС, энциклопедию духовной науки, к Геннадию Александровичу Бондареву. Набираем в поисковике КРОТОСТЬ.
1.
121. "Будучи выраженной для эф. тела, новая истина должна звучать так: переносящие страдания не могут более получать утешение от того, что они вживаются в духовный мир и позволяют притекать к себе потокам духовного мира в состоянии ясновидения; но когда они теперь сживаются со Христом, исполняются новой Истиной, то находят в себе утешение во всех страданиях". Для астр. тела новая истина звучит так: в прежние времена, если человек хотел избавиться от страстей, эгоизма, то в высших сферах добывал он силу; "...с ним предпринимались процедуры, убивавшие плохие инстинкты его астрального тела. Но теперь пришло время, когда человек через деяние Христа в своем "я" сам может обрести силу, чтобы обуздать, сковать страсти и эмоции своего астр. тела. ... Блаженны кроткие благодаря самим себе, благодаря силе "я", ибо они наследуют земное царство!"
"Человек должен стать таким, чтобы, желая все более и более переживать в себе Христа, он в своей душе ощущающей переживал такую тягу, какую в ином случае он переживает в своем теле как голод и жажду. ... И если в своей душе ощущающей он исполняется силой Христа, то может достичь того, что в себе самом найдет возможность насытить свою жажду справедливости".
"Когда человек воспринимает силу Христа, то в душе рассудочной он развивает те добродетели, которые идут от подобного к подобному, которые не приходят с Неба как вознаграждение, но вновь возвращаются к подобным существам, каков есть и сам человек. ...Блаженны милосердные, ибо достигнут милосердия".123 (9) Рудольф Штейнер Евангелие от Матфея http://www.bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/123.doc
Вот нам еще и главный аспект в понимании чувства кротости - желание переживать в себе деяния Христа!
2.
1446. Благородный гнев молодости против несправедливости, во второй половине жизни выступает как наклонность к любящей кротости, к благоговению.116 (2) Рудольф Штейнер Импульс Христа и развитие Я-сознания http://www.bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/116.doc
И тут - аспект для размышлений о том, как возникает в молодом человеке чувство несправедливости?
3.
1447. ..."Гнев для Духовной науки — это утренняя заря чего-то совсем другого. Кто наблюдает жизнь, тот видит, что человек, не способный пламенеть благородным гневом против несправедливости, никогда не придет к истинной снисходительности, кротости, любви. ... Любовь и снисходительность — это другая сторона благородного гнева. Преодоленный гнев, просветленный гнев превращается в любовь и снисходительность, в кротость. Редко встречается в мире любящая рука, если она была не в состоянии в определенное время сжиматься в кулак в благородном гневе против несправедливости или глупости. Эти вещи взаимосвязаны"... 59 (1,2,3)Рудольф Штейнер Метаморфозы душевной жизни. - Путь душевных переживаний. 2 часть. http://www.bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/059.doc
Определеное время для саморазвития кротости определилось - это время ДУШИ ОЩУЩАЮЩЕЙ! Т.е. между 20 и 30 годами.
ИТАК:
Теперь уже явственно просматриваются пути:
590. "Существует три добродетели, которые, если их развить, почти делают видящим. Вам лишь следует с надлежащей силой, с интенсивностью упражнять: уверенность в себе со смирением, самообладание с кротостью и присутствие духа в паре со стойкостью. Это большой рычаг в развитии духовных органов. Но если эти добродетели упражнять не парно, а только первые их части, то это приведет к ужасным порокам". Эти упражнения делают на трех ступенях: подготовления, просветления и посвящения. 53(9)Рудольф Штейнер Происхождение и цель человека. Основные понятия духовной науки http://www.bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/053f.doc
Вот и определились наши возможности!
УВЕРЕННОСТЬ вместе со СМИРЕНИЕМ!
САМООБЛАДАНИЕ вместе с КРОТОСТЬЮ!
ПРИСУТСТВИЕ ДУХА вместе со СТОЙКОСТЬЮ!
И именно на трех ступенях духовного развития:
ПОДГОТОВЛЕНИЯ,
ПРОСВЕТЛЕНИЯ И
ПОСВЯЩЕНИЯ.
Есть и путеводитель - "КАК ДОСТИГНУТЬ ПОЗНАНИЯ ВЫСШИХ МИРОВ" РУДОЛЬФА ШТЕЙНЕРА. http://www.bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/010.doc
Тема
"РАДОСТНОСТЬ"
Мы находимся на пути духовного развития. Три ступени: ПОДГОТОВЛЕНИЕ, ПРОСВЕТЛЕНИЕ и ПОСВЯЩЕНИЕ становятся нам нитью Ариадны, ведущим принципом.
И, кроме усиления наших моральных качеств, перед нами конкретные, д о с т у п н ы е для любого человека, духовные упражнения. Их ШЕСТЬ. Но, в своей книге "Как достигнуть познания высших миров" Рудольф Штейнер указывал, что есть то, что ПРЕДШЕСТВУЕТ выполнению упражнений. Что же это за непременное условие?
УЛЫБКА!
И каким образом человек в страдании, в горе и тяготах, может улыбаться?
Теперь передо мной возникают эти вопросы, и я предлагаю научно-духовное исследование с названием темы "Р А Д О С Т Н О С Т Ь".
Для правильного подхода стоит сразу учесть сообщения Рудольфа Штейнера о РАДОСТИ и СЧАСТЬЕ.
1.
"Наиболее благоприятное влияние на жизнь нашей воли имеет жизнь, направленная во всех своих проявлениях на понимание кармы, можно сказать, такая жизнь души, которая стремится как главное качество развить в себе спокойствие и смирение перед нашей судьбой". Все удары судьбы постигают нас по нашей вине. Мы подготовили их в прошлом. Радость же дается нам как аванс на будущее. "Радость большей частью есть нечто, указывающее на будущую судьбу, а не на прошлое. Радость в жизни человека большей частью является тем, чего он не заслужил своими предшествующими делами. ... ее следует рассматривать как посланную Богом, как подарок богов и говорить себе при этом: встретившаяся нам сегодня радость должна нас воодушевить в работе, мы хотим воспринять пришедшие к нам через радость силы и употребить их полезным образом. Мы должны рассматривать радость как некий род платы за будущее".130(8) Рудольф Штейнер. Эзотерическое Христианство и духовное водительство человечества
"Удовольствие и радость должны так действовать на нас в минуты праздности, в минуты уединенности, чтобы мы ощущали их как милость, как милость всесильного мира, который хочет принять нас в себя, который хочет как бы ввести нас в себя". Через удовольствие и радость мы должны развивать "...чувство блаженного покоя в Божественных силах и могуществах мира. Поэтому единственно правомерное настроение по отношению к радости и удовольствию есть благодарность". И нет никаких оснований приписывать их своей карме. "Каждая мысль о заслуженности удовольствия и радости ухудшает, ослабляет нас". Бегство от радости, самоистязание — это фальшивая аскеза, она означает отказ от милости богов. Самоистязание аскетов, монахов есть беспрерывный "мятеж против богов".
"Знаком того, насколько близко Бог допускает нас к себе, является радость и удовольствие, а знаком того, насколько мы удалены от Него, а также того, что мы должны достичь, как разумные люди, являются страдание и боль. Таково основное настроение по отношению к карме, и без него мы не можем действительно двигаться в жизни вперед ".130(16)
"Люди, не переживавшие никакой радости в предыдущей жизни, не могут понимать других людей или окружающий мир. ... Любовь в одной жизни превращается в радость — в другой; радость в другой земной жизни превращается в полное понимания постижение окружающего мира в третьей земной жизни".239 (2)
"Любовь — радость — открытое сердце.
Антипатия или ненависть — страдание, глупость.
235(5) Рудольф Штейнер. Эзотерические рассмотрения кармических взаимосвязей. Том 1 http://www.bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/235_1.doc
Мы можем отметить очень важные для нашей темы аспекты:
- радостность, веселость, удовольствие это МИЛОСТЬ ДУХОВНОГО МИРА и способствует развитию БЛАГОДАРНОСТИ!
- осознание того, как через несколько воплощений человека прослеживается поступательность в духовном развитии.
(Следует остановиться на том, что эти данные приходят к нам из ""ЭНЦИКЛОПЕДИИ ДУХОВНОЙ НАУКИ "А Н Т Р О П О С" http://www.bdn-steiner.ru/a1/index.php ,
составленной Г.А. Бондаревым и размещенной на сайте http://www.bdn-steiner.ru/ ,
и высказать признательность и Геннадию Александровичу Бондареву и основателю и редактору сайта Селицкому Владимиру).
1253. "Люди, не переживавшие никакой радости в предыдущей жизни, не могут понимать других людей или окружающий мир. ... Любовь в одной жизни превращается в радость — в другой; радость в другой земной жизни превращается в полное понимания постижение окружающего мира в третьей земной жизни".239 (2) Рудольф Штейнер. Эзотерические рассмотрения кармических взаимосвязей. Том 5 http://www.bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/239_1.doc
2.
Рассмотрим и то, как удар судьбы, трагедию, болезнь увидеть не как страдание, а вновь, с кармической точки зрения представить как возможности,
открывающиеся перед человеком, как начало.
...если мы рассмотрим такой удар судьбы не как действие, и не поставим его в конце явлений предшествовавших ему. а в начале последующих событий и будем рассматривать его как причину, тогда мы сможем существенно изменить даже суждение наших чувств и ощущений по отношению к этому удару судьбы. Может быть, мы опечалимся, рассматривая его только как действие, поразившее этого человека как удар судьбы. Но, рассматривая его наоборот как причину всего последующего. -мы сможем, может быть, порадоваться и ощутить радость по этому поводу. GA 120. Рудольф Штейнер. Откровения кармы http://www.bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/120.doc
Мы обратили внимание в предыдущей теме на УВЕРЕННОСТЬ, НЕВОЗМУТИМОСТЬ и СТОЙКОСТЬ, как духовные качества человека сопутствующие ему в жизни.
Но для взрастания этих качеств необходимо глубокое знание! В том числе и законов кармы!
Понимание процессов соответствия ПРИЧИН и СЛЕДСТВИЙ, расположенных очень отдаленно друг от друга...
3.
Довольно сложно рассматривать такие прцессы не уитывая исследований Рудольфа Штейнера в отношении душевных качеств СИМПАТИИ и АНТИПАТИИ.
Мы можем увидеть три возможны состояния:
преобладание симпатии
равновесное отношение между симпаией и антипатией
преобладание антипатии.
Преобладание симпатии можно соотнести с твердым состоянием минералов,
равновесное состояние подобно состоянию водному и
преобладание качества антипатии, эта распространенность удовлетворяет условиям газообразного, воздушного.
При возрастающем духовном совершенстве можно говорить о четвертом состоянии - независимости от участия антипатии и симпатии в душевной жизни:
...К еще более высокой ступени принадлежат душевные образования, у которых симпатия не остается заключенной в пределах собственной жизни. Такие душевные образования, так же как уже и принадлежащие четвертой ступени отличаются от трех низших тем, что у них силе симпатии не приходится бороться с противодействующей ей антипатией. Лишь начиная с этих высших видов душевной вещественности, многообразие душевных образований сливается в один общий душевный мир. Поскольку существует антипатия, душевное образование стремится к чему-либо иному ради своей собственной жизни, чтобы усилить и обогатить себя самое при помощи другого. Где молчит антипатия, там другое воспринимается как откровение, как возвещение. Эта высшая форма душевной вещественности играет в душевном пространстве роль, подобную свету в физическом пространстве...
GA 009 (8): Духоведение (Теософия). Введение в сверхчувственное миропознание и назначение человека. (1904) http://www.bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/009.doc
Продолжение на странице 13